Агломерация Число жителей

Агломерация Число жителей, млн чел.
1990 1 Токио 2 Нью-Йорк 3 Мехико 4 Сан-Паулу 5 Шанхай 6 Бомбей 7 Лос-Анджелес 8 Пекин 9 Калькутта 10 Буэнос-Айрес 11 Сеул 12 Осака 2000 (прогноз) 1 Токио 2 Бомбей 3 Сан-Паулу 4 Шанхай 5 Нью-Йорк 6 Мехико 7 Пекин 8 Джакарта 9 Лагос 10 Лос-Анджелес 11 Калькутта 12 Тяньцзинь 13 Сеул 14 Карачи 15 Дели 16 Буэнос-Айрес 17 Манила 18 Каир 19 Осака 20 Рио-де-Жанейро 21 Дакка 25.0 16.1 15.1 14.8 13.5 12.2 11.5 10.9 10.7 10.6 10.6 10.5 27.9 18.1 17.8 17.2 16.6 16.4 14.2 14.1 13.5 13.1 12.7 12.4 12.3 12.1 11.7 11.4 10.8 10.7 10.6 10.2 10.2
Мегалополисом назывался реально существовавший в Древней Греции город - центр союза аркадских городов, возникший в 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРБАНИЗАЦИИ

К важнейшим показателям, позволяющим количественно оценить уровень урбанизации, относятся: ДОЛЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, и ДОЛЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ. Эти показатели находятся в тесной связи с уровнем социально -экономического развития.

Показателем урбанизации как пространственного процесса является СФОРМИРОВАННОСТЬ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ: существование на определенной территории выполняющих различные функции, но тесно связанных между собой производственными, социальными связями и единой транспортной сетью - крупного города - как опорного каркаса системы расселения, средних и малых городов.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРБАНИЗАЦИИ

В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире доля горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в Европе, Северной Америке, Австралии),где рост и развитие городов как центров промышленности современного типа началось в период промышленной революции. Наибольшие темпы прироста городского населения здесь в начале 20 века.

За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем остальном мире численность жителей городов возросла с 400 млн до 1,6 млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из больших городов в пригороды, связанный в значительной мере с процессом децентрализацией промышленности.

В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь расположены крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу.

Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля городского населения пока относительно невелика. Доля городского населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае составляет лишь 32%; это связано как с жестким регулированием внутренних миграций до 1978 г., так и с характером экономических реформ 80-х гг., направленных на приоритетный рост благополучия аграрных районов, что также сдерживало миграции в города.

Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно - наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в Африке.

ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ.

В большинстве развивающихся стран, находящихся на начальном этапе индустриального развития, урбанизация современного типа началась недавно и проходит очень высокими темпами.

Как правило, неконтролируемый рост городского населения и площади городской застройки одного-двух крупнейших городов страны опережает возможности городской экономики и значительно отстает от развития их производственной базы при непропорциональном увеличении сферы обслуживания. Урбанизация такого типа часто называется "ложной".

Концентрация городских жителей страны, экономической и политической жизни в одном городе, обычно столичном, где сосредоточена вся современная промышленность, высшие учебные заведения, приводит к автономному и изолированному его развитию от остальной территории страны.

Высокие темпы роста городского населения связаны, главным образом, с высокой рождаемостью и миграциями село город, которые обеспечивают до половины прироста численности горожан.

Как правило, экономические причины миграций являются основными, но важное значение имеют и социально-психологические мотивы - престижность жизни в городе, возможность получения образования. Однако, из-за общей хозяйственной отсталости, нехватки рабочих мест, не имеющие никакой квалификации выходцы из сел пополняют ряды городских безработных.

Большая часть горожан занята в неформальном секторе мелких кустарных предприятиях в сфере обслуживания.

Значительные территории в городах используются как сельскохозяйственные. Сложившиеся в городах ареалы проживания выходцев из одной местности, тесно связанные со своими племенами и общинами, привлекают новых мигрантов, направляющихся в поисках работы и лучшей жизни.

Трудовые миграции в города лишают аграрный сектор основной рабочей силы. Это ведет к сокращению производства продовольствия и необходимости роста его импорта для обеспечения быстро растущего городского населения.

Высокие темпы урбанизации ведут к обострению социально-экономических проблем крупных городов. Большинство горожан не имеют элементарных городских удобств. Так, около 40% жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено немногим более 1/3 жилищ. Высокая стоимость земли и низкие доходы приводят к тому, что большинство семей не в состоянии купить или снять жилье. Так в городах, нередко в центральной их части, появляются огромные по площади и плотности населения районы стихийной хаотичной застройки - трущобы, где дома строятся из подручных материалов. Эти районы являются главными источниками социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и эпидемий, однако средств для улучшения жизни их обитателей правительства не имеют.

В качестве топлива для приготовления пищи используется, как правило, древесина, поэтому огромные пространства в окрестностях городов представляют собой деградированные земли.

Учитывая ведущую роль столичного города в экономике, его способность "притягивать" инвестиции, промышленные предприятия, в ряде развивающихся стран были предприняты проекты переноса бывших колониальных столиц в географический центр страны. Считалось, что изменение географического положения столицы будет способствовать ускоренному развитию внутренних районов, а новые, построенные по единому проекту, города, не будут отягощены "старыми" проблемами. Новая столица была построена в Бразилии; планируется перенос столицы в Танзании, Аргентине и ряде других стран. Но не только экономические интересы двигают национальными правительствами. Так, в Нигерии местоположение новой столицы - г. Абуджа выбрано так, чтобы ни одно из противоборствующих племен страны - игбо, йоруба и хауса не получило политических преимуществ, которые дает проживание в столичном регионе. В Кот-д Ивуаре столица была перенесена на родину президента - в г.Ямосукро.

ГОРОД И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за городской чертой.

Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию.

Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды" образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих осевшим в городе кочевникам.

Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его поставлять.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.

Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры.

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.

Список литература

Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

Модели в географии/ Под ред. П.Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/020/liter5.htm





А так же :

Подборка программ для востановления данных (2007)


GlassFish Золотая Рыбка
Борис Вольфсон Сервер приложений от SUN с открытым исходным кодом В 2005 г. Корпорация SUN анонсировала проект GLASSFISH - сервер приложений с открытым исходным кодом для платформы JAVA. Этот шаг в направлении open source позволил создать действительно качественный сервер приложений. Вскоре сообщество разработчиков glassfish выпустило первую версию, а сейчас - готовится вторая.


Развитие Интернета в Китае
20 сентября 1987 года профессор Цянь Тяньбай отправил из Китая первое китайское E-Mail с заглавием "Через Великую стену-- доступ к миру", чем было положено начало к использованию Интерната китайцами. Проект Интернет CANETа(Chinese Academic Network), за который отвечал профессор Цянь Тяньбай, являлся научно-исследовательским проектом, осуществляемым Пекинским  научно-исследовательским институтом вычислительных машин в 1986 году.



Hosted by uCoz