ВЕДУЩАЯ" . / КАРТИНЫ Н.К.Р. /

Когда сама Владычица Мира поведет нашу планету к общему


Ведущая

Год
1944

Где находится
Государственный музей Востока. Россия. Москва

Холст, размеры
Холст, темпера. 116.3 х 73.3 см.


Картину "Ведущая" (1944), ранее не выставлявшуюся,
Святослав Николаевич Рерих, художник, младший сын Николая
Константиновича, привез в Советский Союз в 1974 г. к столетнему юбилею
своего отца.
Николай Константинович Рерих многие свои труды
посвящал своей жене - Елене Ивановне. "Во всех путешествиях, во всех
его начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую
роль, и можно сказать, что он как бы олицетворил ее в своей картине
"Ведущая", .где женщина ведет мужчину через отроги скал на вершину
горы". (С.Н. Рерих)
Пройдя вместе многолетний жизненный путь с
Еленой Ивановной, будучи в путешествии по далеким Гималаям, 10 ноября
1941 года Рерих занес в дневник: "Сорок лет - не малый срок. В таком
дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно
проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. .Как
всегда остаются не записанными лучшие переживания. Может быть и слов
для них недостаточно. Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Уже
не говорю о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к
друзьям и было напечатано (под пятью псевдонимами)" .

Литературные псевдонимы Елены Ивановны Рерих:
Н. Яровская (книга "Знамя Преподобного Сергия Радонежского"), Н.
Рокотова (книга "Основы буддизма"), Т. Сундри (статьи и заметки в
альманахе "Оккультизм и Йога"), Ж. Сент-Илер (сборник "Криптограммы
Востока"), Искандер Ханум (составление и перевод сборника писем Махатм
"Чаша Востока").
"Елена Ивановна была автором многих книг по
философии, по буддизму и до конца своих дней, я бы сказал до самого
последнего дня она работала, не прерывала этого своего замечательного
подвига". (С.Н. Рерих)





Ведущая

Год
1932

Где находится
Музей Аллахабада. Индия

Холст, размеры
Холст, темпера. 78.5 x 46 см.

Источник
Источник информации о Картине: Бендюрин В. Каталог картин Н.К.Рериха
(http://www.roerich-encycl>opedia.nm.ru5-0-kartiny.>html)

.
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о путях вечных».

«И как апофеоз... духовного стремления, мне
хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей
искателя подвига к сияющим вершинам».


Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.56-57,
Нью-Йорк, 1931 г.


«Из глубоких предсказаний древности пришло, что
наступит на Земле время Светлое и доброе, и будет оно называться эпохой
Матери Мира. Когда сама Владычица Мира поведет нашу планету к общему
благу всего человечества. В эту эпоху будут процветать искусство и
культура, прекратятся все войны и другие бедствия. Матерь Мира будет
проявлять себя через женщин и детей, поэтому на женщину, как на ведущее
начало, возлагается большая ответственность: поднимаясь самой, помогать
мужчине становиться лучше и светлее. Великий русский художник Н.К.
Рерих посвятил этому много своих работ.

"Краски: синяя - мысль, розовая - сердце.
Настоящая мудрость - если прошла через сердце. Картина построена на
принципе треугольников. Треугольник - древний символ духовного развития
человека. Чем выше поднимается человек, тем шире раскрывается мир,
познаваемое, Беспредельность пути"».
Гунта Рудзитис







Ведущая

Год
1924

Где находится
Международный центр-музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

Холст, размеры
Холст, темпера. 89.2 x 116.6 см.


«И
как апофеоз... духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая»
дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим
вершинам»46, - писал Рерих в своей книге «Держава Света». Мастер
размещает своих героев - женщину и следующего за ней мужчину - в правом
нижнем углу, по принципу одноугольной композиции китайских свитков.
Остальное пространство заполняет встающая во всё небо Канченджанга.
Земной мир остался позади, он скрыт плотной завесой облаков.

Персонажи картины написаны обобщенно, особенно
женщина. Бесплотные формы, мягкие складки кремово-белой одежды - всё
наводит на мысль, что художник изображает здесь не реального человека,
а его духовную сущность. Облик мужчины более земной - и выражением
лица, и своими движениями. Округлый абрис его спины повторен
дугообразными очертаниями темно-вишневых камней. Мужчина - носитель
материального начала, подверженного притяжению Земли. В сравнении с ним
женская фигура кажется невесомой, изменчивой в своих формах, как волны
тумана. Эти явные живописные ассоциации воплощают в полотне Рериха
широко распространенную в китайском искусстве концепцию пейзажа -
шань-шуй - воды-горы, в которой место вод в альпийских видах занимают
облака. Не случайно Юрий Николаевич Рерих писал, что его отец творил
«подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с
поразительным изобразительным искусством и чувством природы»47.

Две стихии - земная горная твердь и зыбкая
пелена тумана - олицетворяют в традиционном мировосприятии китайцев
мужское и женское начала - ян и инь, а их взаимодействие - Единое. Эти
две вселенские ипостаси, взаимно дополняя друг друга, творят миры и
гармонию всего сущего. Своим рисунком художник также подчеркивает
согласованные очертания персонажей, словно уравновешивая линии одного
из них линиями другого и вписывая фигуры в круг - символ совершенства.
Их цветовая противопоставленность находит разрешение в живописи
дальнего плана. Там земное, вишневое, слилось с кремово-белым и стало
розовым, радостным. Четкая оформленность камней и аморфность облаков
преобразились в огненные всплески скал и снегов, сверкающих чистейшей
белизной - символом духовного синтеза.



46.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 40.

47.Рерих Юрий. Листки воспоминаний // Держава Рериха. М.: Изобраз. искусство.1994. С. 326.
Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип
одноугольной композиции, выработанный китайскими живописцами и
связываемый с притчей Конфуция, где учитель говорит: «Если я дам
человеку один угол, а он не может найти трёх остальных, я не продолжаю
урока». Эта притча, относящаяся вначале к прямоугольной планировке
рисовых полей, была приобщена к терминологии китайской эстетики. При
этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или в одном
углу картины, а остальная часть её оставлена пустой . Согласно этой
схеме Ся Гуй в альбомном листе «Горные вершины вдали» (конец ХII -
начало XIII вв.) располагает главные действующие лица на небольшой
площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идёт пелена
облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины.
Точно такое же построение используется и в некоторых картинах Рериха,
например, «Ведущая» (1924), «Жемчуг исканий» (1924).


Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один - вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;


И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой.


Н.Д.Спирина







А так же :

S'p'~'{'?'r'?'z '?'p'''{ '}'y'''p


Постжэжизм. - 6


wow gold


Надувные лодки brig в Санкт-Петербурге


термометр


Чудесные акварели Beatrix Potter.



Hosted by uCoz